Дело об изнасиловании: Образец дореволюционного делопроизводства

В связи с
http://shatsky.livejournal.com/14485.html

интересен вопрос, как оформлялись подлинные документы по аналогичным преступлениям до революции.

Collapse )

В отличие от фальшивки, документ предельно конкретен: дата и время преступления, дата заявления жалобы, место преступления, детали преступления ("припер дверь", "зажал ей рот платком"); точность языка и деловой стиль.

Смерть Деникина: В коллекцию газетных курьёзов

В процессе просмотра екатеринодарских газет наткнулся на примечательный заголовок.

61.75 КБ

(Прикубанская правда. - 1918. - № 85. - 2 авг. - С. 2)

Впрочем, несмотря на курьёзность окончания, поражение белых под Кореновской было серьёзным. Collapse )

Декрет о социализации женщин в Екатеринодаре: Из истории пропаганды времён Гражданской войны

Известный документ времён Гражданской войны:

Дело No 18
ОСОБАЯ КОМИССИЯ ПО РАССЛЕДОВАНИЮ ЗЛОДЕЯНИЙ БОЛЬШЕВИКОВ, СОСТОЯЩАЯ ПРИ ГЛАВНОКОМАНДУЮЩЕМ ВООРУЖЕННЫМИ СИЛАМИ НА ЮГЕ РОССИИ
АКТ РАССЛЕДОВАНИЯ о социализации девушек и женщин в гор. Екатеринодаре по мандатам советской власти


Collapse )

38.11 КБ
Текст Телеграммы Комиссара Путей Сообщения СКСР - Главкому СКСР Сорокину (Прикубанская правда (Екатеринодар). - 1918. - № 86. - 3 августа. - С. 2)

Collapse )

39.56 КБ
Один из приказов по комиссариату внутренних дел. Комиссар внутренних дел Я. Полуян. (Проблеск (Екатеринодар). - 1918. - № 23. - С. 2).

Collapse )

Итак, фальсификатор допустил две основных ошибки: в хронологии и в фамилии главкома (кроме того, не выяснил, где и кем работал Бронштейн). Документ заведомо фальсифицирован.

ПС. Происхождение мифа про "декрет о социализации женщин".
http://www.scepsis.ru/library/id_2045.html

ППС. Прошу прощения у тех, кто уж скопировал. Отредактировал пост.

ПППС. Интересно, что красные, в свою очередь, сообщили за рубеж данные о "белых" изнасилованиях. Collapse )

Из истории крепостного права

Из "Журнала" гр. Румянцева (1763-1765)
А причащаться всех принуждать всякий год без пропуску. А ежели кто которой год не будет говеть, того плетьми, а которые не причастятся, тех сечь розгами, давая по пяти тысяч раз, нещадно; а ежели по сему исполнено не будет, то у кого сей наш журнал, того сечь на дровнях, давая по сту раз, нещадно
(И. Забелин. Большой боярин в своем вотчинном хозяйстве // Вестник Европы. Т. 1. 1871, февр. – С. 511).

Collapse )было чем восхититься в имении Аракчеева (...) Знание молитв, посещение церковных служб, чтение Писания для грамотных были обязательными усло­виями графского благоволения. Если, например, желающий вступить в брак юноша не знал положенных молитв и основы катехизиса (а экзаменатором был сам Аракчеев), его брак откладывался на год. (..) можно ли было воспитать иначе людей, развращенных и униженных вековым рабством, одичавших, превратившихся почти в животных?Collapse )

Духовенство, от белых пострадавшее

http://www.media-office.ru/?go=550446&pass=59d9ccd987e3c3407a8c60fce72a8649
Михаил Жедяев, новомученик земли кунгурской

В "Мартирологе (списке) новомучеников пермских" указаны имена священнослужителей, принявших мученическую смерть в 1918 году. Большинство из них стали жертвами большевистского террора. Есть и исключение. Михаил Сергеевич Жедяев был зверски замучен белогвардейцами за агитацию среди крестьян.

Его агитаторская деятельность продолжалась всего несколько недель. После отступления Красной Армии он стал жертвой белогвардейского карательного отряда. М.С. Жедяева зверски избили, раздели и в тридцатиградусный мороз вели до Кочебахтино, где и расстреляли.

Ольга Ренёва, зав. музеем истории купечества
Газеты.Районные.Искра (Кунгур) / 2010-01-14


В базе данных "Новомученики и Исповедники Русской Православной Церкви XX века" смерть о. Михаила описана так:

Collapse )

То, что нашёлся священник, который встал на сторону беднейших прихожан, вполне объяснимо. Collapse )

Ещё два примера.

Мемуары Романа Гуля о начале 1918 года:

http://www.bibliotekar.ru/belaya-armiya/3.htm
Три вооруженных казака ведут мимо обоза человек 20 заложников, вид у них оборванный, головы опущены.

«А, комиссары!» — кричит кто-то с подводы.

«Смотрите-ка, среди них поп!»— «Это не поп,— это дьякон, кажется, из Георге-Апинской. У него интересное дело. Он обвинил священника перед «товарищами» в контрреволюционности. Священника повесили, а его произвели в священники, и одновременно он комиссаром каким-то был. Когда наши взяли станицу, его повесить хотели, а потом почему-то с собой взяли...»


Вдова пермского священника Стабникова упомянула в своих показаниях колчаковскому следователю от 30 мая 1919 года: «дьякона Анисима Решетникова, расстрелянного сибирскими войсками за явное сочувствие большевикам» (С. С. Балмасов. Красный террор на востоке России в 1918-1922 гг. – М., 2006. – С. 102).

Спасибо,
пользователю voencomuezd
выложившему некоторые ссылки по вопросу
http://shatsky.livejournal.com/13040.html?thread=50928#t50928


Правые социалисты и белый террор: Ижевск, 1918 год
* «Альтернативы», 2004 г., № 2
Чураков Д.О. - к.и.н., доц. МПГУ им. В.И. Ленина

Так же был схвачен и расстрелян проявлявший сочувствие к большевикам священник Дронин, многие другие.30

30. ЦГА УР. Ф. Р-1061. Оп. 1. Д. 37. Л. 5-5 об


http://voencomuezd.livejournal.com/667.html
Я. Никулихин, питерский рабочий и красноармеец - книга «На фронте гражданской войны», Петроград, 1923 г. Единственный экземпляр находится в Ленинке:

На моей памяти было два случая, когда деникинцы расстреляли двух советски - настроенных попов.

Еще раз повторяю, таких было очень немного. В массе своей духовенство было на стороне белых, им отдавало свое влияние и свои силы и вместе с ним разделяло тяжкое поражение всего контрреволюционного фронта».


От белого террора страдали не только сторонники большевиков. Как приверженец независимости Кубани, был повешен член Кубанского правительства, священник Калабухов.

Воспоминания протопресвитера деникинской армии Г. Щавельского
Collapse )


Тема малоисследованная (поскольку, хотя и по разным причинам, не интересовала ни красных, ни белых). Очевидно, что от красных в Гражданскую войну духовенство пострадало значительно больше. По оценкам того времени:

http://www.archive.org/stream/maroonedinmoscow00harr/maroonedinmoscow00harr_djvu.txt
A number of priests had been arrested for counter-revolutionary activities and as far as he had been able to compile a list, which was difficult owing to poor facilities for communications, three hundred and twenty-two bishops and priests had been executed since the beginning of the Revolution.

Некоторое количество священников было арестовано за контрреволюционную деятельность и, насколько он смог составить список, что было трудно из-за скудных возможностей для коммуникаций, триста двадцать два епископа и священника были казнены с начала Революции.

(Из рассказа патриарха Тихона американской журналистке и писательнице Маргарет Харрисон в 1920 году)

http://www.dk1868.ru/history/melg3.htm
Проф. Sarolеa, поместивший серию статей о России в эдинбургской газете "Thе Scotsman" в очерке о терроре также касается статистики смерти (No. 7, ноябрь 1923 г.). Он подводит такие итоги большевицким убийствам: 28 епископов, 1219 священников

Резня в Майкопе (1918 год)



А. В. Пешехонов, бывший министр временного правительства, писал за границей о белом терроре:

А. В. Пешехонов. Почему я не эмигрировал? - Берлин, 1923. - С. 32
http://magazines.russ.ru/novyi_mi/2001/8/pom-pr.html
Но ведь публичные казни — в порядке белого террора — практиковались и в других местах... А погромы! А резня в городах, отбитых у большевиков, хотя бы, например, в Майкопе!”

Следует сказать, что в огне ожесточения Гражданской войны резня над поверженным противником, к сожалению, стала обыденным явлением. Мемуаристы свидетельствуют:

Collapse )


Число убитых нередко исчислялось тысячами:

Collapse )


Итак, тысячными расстрелами в Гражданскую войну было трудно удивить. Почему же А. В. Пешехонову вспомнилась именно резня в Майкопе? Для ответа на этот вопрос обратимся к литературе и первоисточникам. Очевидно, трагические события начались с этого документа:

Collapse )

Оценки личности генерала генерал-майора Покровского в белых мемуарах подтверждает его склонность к бессудным казням:

Collapse )

Интересна статистика резни в Майкопе. В современной научной литературе приведено две оценки количества казнённых.

Collapse )

Вывод. полагаю, можно сделать следующий. Причиной того, что именно резня в Майкопе произвела наиболее сильное впечатление на современников не в количестве казненных (увы, тысячные казни не были для гражданской войны чем-то необычным), а в особо жестоком характере казней. Именно, резня, массовая рубка арестованных вызывала шок у свидетелей происходящего.

Фильтрация бывших военнопленных

Известная выдумка:

В. Шаламов. Последний бой майора Пугачёва
http://www.fictionbook.ru/author/shalamov_varlam_tihonovich/koliymskie_l
eviyyi_bereg/read_online.html?page=11
- От вас ваша власть давно отказалась. Всякий пленный - изменник в глазах вашей власти, - говорили власовцы. (...) Майор Пугачев не верил власовским офицерам - до тех пор, пока сам не добрался до красноармейских частей. Все, что власовцы говорили, было правдой.

На самом деле:

Collapse )

Некоторые мои старые популярные исторические очерки

Когда-то развлекался популярными очерками. Некоторые образцы.

Загадка отставки Чаадаева // Ларец Клио. - 2001. - № 1. - С. 10 - 11
Collapse )

Пять имён Царского Села // Ларец Клио. - 2001. - № 7-8. - С. 13
Collapse )

Сказ о том, как Ломоносова жена от смерти спасла // Ларец Клио. - 2001. - № 10. - С. 2-4
Collapse )